Количество просмотров: 4195
Последние годы в психологии спорта особое внимание уделяется пониманию и определению роли родителей в занятии ребенка спортом и выработки у него физкультурных навыков. Повышенный интерес к этой теме объясняется, в том числе, благодаря появившимся в популярных изданиях сообщениям о преимущественно негативном эффекте такого влияния. Бестселлер Джона Райана «Little Girls in Pretty Boxes» (1995) повествует душераздирающие истории молодых девушек, чьи мечты стать медалистками олимпиады по гимнастке и фигурному катанию были разрушены нездоровой и жестокой спортивно-тренировочной средой, подпитываемой чрезмерно вовлеченными и назойливыми родителями. Отчеты об усердствующих сверх меры родителях, толкающих своих детей на игровое поле или в спортзал, встречаются слишком часто на всех уровнях спортивного мастерства.
По данным национального опроса с участием тренеров США по теннису, 3 родителя из 10 совершают поступки, которые мешают спортивному развитию ребенка (Gould, Lauer, Rolo, Jannes, & Pennisi, 2006).
Парадоксально, ведь родители могут и должны помочь своему ребенку в занятии спортом. Однако для этого им необходимо овладеть специальными методами общения, которые способствуют развитию позитивного восприятия ребенком спортивных занятий и защищают его от возможного конфликта и негатива.
Одна из задач спортивной психологии – исследовать роль родителей в детском спорте. Крэйн, Гринлиф и Сноу (1997) провели социологическое исследование юного гимнаста, выступавшего на уровне высших спортивных достижений, и установили, что этот спортсмен находился в экстра-конкурентной эго-ориентированной среде (созданной тренерами и родителями, которые придавали особое значение победе, безупречному исполнению и необходимости выступления, несмотря на боль), что привело к излишней зависимости от социального сравнения, необходимости продемонстрировать свое превосходство и формированию ментальных возражений, препятствующих активной тренировочной позиции, а также зависимости от авторитетной обратной связи извне в его повседневном и спортивном поведении. У спортсмена было отмечено и отклоняющееся поведение: тренировки при наличии тяжелой травмы, беспорядочное питание, перетренированность и нежелание слушать рекомендации врачей. Фредрик и Эклс (Fredricks and Eccles, 2004) обнаружили, что именно родители играют главную роль в качестве социализаторов, образца для подражания, поставщиков и интерпретаторов спортивного опыта своих детей. Брустад (Brustad, 1993) изучал детей-баскетболистов и их родителей и обнаружил, что удовольствие, которое получают родители от занятий сортом, способствует лучшей включенности детей и влияет на восприятие ребенком собственной компетентности и вовлеченность в спортивную деятельность. В исследовании подростков, занимающихся футболом на уровне совершенствования спортивного мастерства Ван Вайперен (Van Yrpen) (1995) обнаружил, что поддержка родителей снижает силу «ударов» от негативных последствий неудачных выступлений. Дуда и Хом (Duda and Hom, 1993) показали, что целевые ориентиры детей были в значительной степени связаны с целями родителей. Наконец, Вуэр, Ли и Альферман (2004) установили, что давление, воспринимаемое юными спортсменами, связано с направляющим и подавляющим родительским поведением. Все эти исследования показали, каким образом климат, создаваемый родителями, влияет (положительно или отрицательно) на спортивный опыт ребенка.
Стреан (Strean, 1995) определил случаи, когда родители мешали или способствовали вовлечению детей в спортивную подготовку. Негативное вмешательство заключалось в наставлениях ребенка, противоречащих указаниям тренера: поощрение к вступлению в борьбу или агрессивным высказываниям в сторону соперника. К оказывающим содействие эффектам относили позитивное влияние родителей на мотивацию и наказание за неправильное поведение на тренировке.
Коакли (Coakley, 2006) предположил, что такое противоречивое влияние родителей связано с тем, что сегодняшние родители несут большую ответственность за действия своих детей. Сегодня успех детей является показателем достижений их родителей. Поскольку спорт включает в себя объективные показатели успеха (медали, места), родители вкладывают огромное количество времени и денег в своих детей-спортсменов. Это приводит к тому, что родители становятся чрезмерно вовлеченными и совершают действия, которые мешают здоровому развитию ребенка. Кокли утверждает:
«Поскольку успехи детей отражают ценность родителей, родители становятся чрезмерно вовлеченными в спортивный опыт своих детей».
Количество исследований по спортивному воспитанию в последние годы становится все больше и больше. Обзор литературы обнаружил более 100 исследований по этой теме (Gould, Cowburn, & Pierce, 2013). На основании этого обзора можно сделать следующие выводы:
Учитывая, что родители могут играть как крайне позитивную роль, так и крайне негативную, наша задача состоит в том, чтобы определить методы позитивного влияния и использовать их.
Многие негативные последствия поведения родителей могут быть исключены путем их обучения методам развития спортсмена и выстроенной коммуникации с тренерами и организаторами спортивных соревнований (лиг).
Например, в American Sport Education Program (1994) разработана программа воспитания, которая включает в себя обязанности родителей и практические рекомендации по воспитанию спортсменов. В начале сезона проводятся ознакомительные родительские собрания, на которых обсуждается квалификация тренера, философия программы подготовки, роль тренера, родителей и спортсмена, правила спортивного поведения и правила коллектива. Наличие помощника тренера или родителя в качестве связующего звена также является отличным способом поддержания качественной коммуникации (Strean, 1995).
Среди спортивных психологов возникает беспокойство по поводу профессионализации спорта, то есть смещение акцента от физического, социального и психологического развития ребенка к более эго-ориентированным задачам (победа, место в рейтинге, известность и получение материального вознаграждения). Профессиональный подход к детскому спорту также характеризуется ранней специализацией, интенсивными тренировками на протяжении всего года и занятиями с индивидуальным тренером. В своей провокационной книге «Вызов принят: общенациональная гонка по превращению детей в чемпионов» («Game On: The All-American Race to Make Champions of Our Children») журналист Том Фарри (2008) рассказывает о профессионализации, обсуждая чемпионат мира по гольфу для детей в возрасте от 6 лет и ниже и примеры родителей, которые идут в банки спермы, чтобы купить семя спортсмена высочайшего уровня в надежде на создание более спортивного потомства.
Источник: Ссылка