Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 628260 ХМАО-Югра,г.Югорск,ул.Студенческая35
  • +7 (34675) 7-65-55
  • sport-yugorsk@yandex.ru

Комплексное сопровождение детей с РАС

К детям инвалидам относятся дети, которые значительно ограничены в жизнедеятельности, социально дезадаптированы вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности и т.д.

         Проблема детской инвалидности приобрела общенациональный характер. Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения и последующих коррекций, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции детей-инвалидов в общество относится сегодня к числу первостепенных государственных задач. Основным направлением оздоровительной программы для детей с различными отклонениями в состоянии здоровья стала адаптивная физическая культура (АФК). Для ребенка-инвалида занятие АФК - это разнообразная деятельность, удовлетворяющая естественную потребность в движении, игре, общении, эмоциях, самоутверждении, признании, креативном самовыражении, получении знаний, умений и опыта использования физических упражнений в условиях повседневной жизни, быта и отдыха.

         Государственная программа ХМАО - Югры «Доступная среда в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2020 годы» предполагает создание адаптированных условий для инвалидов, желающих заниматься спортом, совершенствования системы физического воспитания различных категорий и групп граждан с ограниченными возможностями направленных на:

         - создание необходимых условий для занятий АФК детей инвалидов с 3-х летнего возраст;

         - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, привитие устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой;

         - обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и навыков;

- формирование навыков адаптации к жизни в обществе;

-  повышение функциональных возможностей организма занимающихся;

         -  корректировка нарушения физического развития и психомоторики;

         - развитие двигательных (кондиционные и координационные) способностей.

Организация работы.

         Единство диагностики и коррекции. Практическая деятельность тренера по адаптивной физической культуре обусловлена знанием основного дефекта, его проявлений, качественного своеобразия и структуры, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, медицинских показаний и противопоказаний к тем или иным видам физических упражнений. Кроме того, учитывается состояние сохранных функций, особенности психомоторики с учетом возраста, основного вида деятельности, характерного для каждого возрастного периода. Эти сведения необходимы тренеру по адаптивному спорту, чтобы, во-первых, не навредить, во-вторых, выявить потенциальные личностные и функциональные возможности ребенка, в-третьих, определить и контролировать оптимальный путь коррекции и развития.

         Тренер по адаптивной физической культуре самостоятельно проводит диагностику, выявляя состояние отдельных двигательных функций, физических и координационных способностей. Его задача состоит в том, чтобы правильно интерпретировать результаты медицинской и психологической диагностики и на основе сопоставления и анализа этих данных планировать стратегический путь и оперативные способы, методы и приемы коррекции и развития.

         Принцип дифференциации и индивидуализации. Дифференцированный подход в адаптивном физическом воспитании означает объединение детей в относительно однородные группы. Первичную дифференциацию осуществляет врач, психолог, тренер по АФК, формирующая типологические группы детей, сходные по возрасту, клинике основного дефекта, показателям соматического развития. Однако физическая подготовленность, двигательный опыт, готовность к тренировочному процессу, качественные и количественные характеристики двигательной деятельности в этих группах чрезвычайно вариативны, поэтому для проведения тренировочных мероприятий нужна более тонкая дифференциация занимающихся, которую осуществляет тренер по АФК. Индивидуальный подход означает учет особенностей, присущих одному человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохранных функций - двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных.

         Сущность индивидуализации процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности каждого ребенка, создать максимальные условия для его роста. При индивидуальной форме занятий принцип реализуется полностью и зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства тренер по АФК.

         Принцип компенсаторной направленности воздействий заключается в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций и формирования «обходных путей».

Смысл принципа компенсаторной направленности состоит в том, чтобы с помощью специально подобранных физических упражнений, методов и методических приемов стимулировать компенсаторные процессы в поврежденных органах и системах за счет активизации сохранных функций, создавая со временем устойчивую долговременную компенсацию.

         Принцип учета возрастных особенностей. Ребенок с отклонениями в развитии проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый, но только у первых этот процесс протекает медленнее и с другим конечным результатом. Биологический возраст ребенка аномального развития в большинстве случаев отстает от паспортного. Процесс индивидуального развития всех физиологических и психологических функций протекает неравномерно и неодновременно: периоды стабилизации сменяются ускорениями развития. Этот процесс является закономерным для всех детей, отличие состоит в том, что у ребенка с отклонениями в развитии периоды ускорения (сенситивные периоды) наступают в среднем на 2-3 года позднее.  Динамика психических и физических способностей сугубо индивидуальна, как индивидуальны и сенситивные периоды.

         Для выявления потенциальных возможностей ребенка и оперативной коррекции учитывается «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». Первая отражает реальные возможности ребенка в настоящий момент, вторая характеризуется тем, что самостоятельное выполнение данного ему задания пока недоступно, но он может его выполнить с помощью тренер по спорту.

         Принцип адекватности воздействий означает реализацию одной из важнейших закономерностей тренировочного процесса: решение коррекционно-развивающих, компенсаторных, восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов соответствуют реальным функциональным возможностям, интересам и потребностям ребенка.

         Принцип оптимальности воздействий означает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, а также физическая нагрузка, которая соответствует оптимальным реакциям организма.

         Принцип вариативности воздействий означает бесконечное многообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регулирования, эмоционального состояния, воздействия на различные сенсорные ощущения (зрительные, тактильное, слуховые), речь (подвижные игры с речитативами), мелкую моторику («пальчиковые» игры), интеллект (игры со счетом, выстраиванием слов и т. п.).

         Доказано, что игра для детей с нарушениями в развитии это не только забава, развлечение, но и эффективное средство и метод решения коррекционно-развивающих задач, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, научные исследования, программы физического воспитания, концепции оздоровления данной категории детей.

         Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями. В силу огромной роли семьи в становлении личности ребенка, необходима такая организация микросоциума, которая могла бы максимально стимулировать его развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на физическое и психическое состояние ребенка.

Тренеры

Фёдоров Андрей Дмитриевич

Фёдоров Андрей Дмитриевич

  • Должность : Тренер
  • Контактный телефон : Методисты: +7 (34675) 7-65-02
  • Преподаваемые дисциплины : Адаптивный спорт

Турниры

Турнир по "Бочча" 13.02.2020
13 Февраля 2020

Турнир по "Бочча" 13.02.2020

13 февраля в соответствии с планом физкультурно-оздоровительных мероприятий среди лиц с инвалидностью прошел городской турнир по игре в «Бочча». 

Турнир по Бочче 04.03.2019
14 Июня 2019

Турнир по Бочче 04.03.2019

04.03.2019 прошёл турнир по Бочче среди детей с нейроонтогенетическим расстройством.

Яндекс.Метрика