Реабилитация взрослых инвалидов немаловажна и в большинстве случаев сложна. У инвалидов с одним и тем же заболеванием могут различаться вторичные заболевания, возникающие вследствие основного. Это может определяться образом жизни, генетической предрасположенностью, психоэмоциональным состоянием и др. Особенно такие различия заметны у взрослых.
Адаптивная физическая культура предназначена для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья. Главными из них являются самоактуализация, максимально возможная самореализация своих способностей и сопоставление (сравнение) их со способностями других людей, имеющих подобные проблемы со здоровьем (повреждения центральных механизмов управления движениями, зрения, слуха, интеллекта и др.). Кроме того, в число ведущих потребностей этого комплекса входят потребности общения (коммуникативной деятельности), преодоления отчужденности, выхода за пределы замкнутого пространства своей квартиры, в более обобщенном выражении социализации и социальной интеграции.
Главной целью адаптивной физической культуры является максимально возможная самореализация и коррекция в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение реабилитационного потенциала и уровня развития двигательных качеств инвалидов и как следствие - социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны осуществляться не только на приспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых сограждан, но и с учетом их собственных условий.
Государственная программа ХМАО - Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2020 годы» предполагает создание адаптированных условий для инвалидов, желающих заниматься спортом, совершенствования системы физического воспитания различных категорий и групп граждан с ограниченными возможностями.
Основной формой организованных занятий является занятия АФК.
Следуя целям и задачам, программное содержание занятия подразделяется на:
• занятия, направленные на формирование специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;
• занятия коррекционно-развивающей направленности - для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;
• занятия оздоровительной направленности - для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно - сосудистой и дыхательной систем, для восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п.;
• занятия спортивной направленности - для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;
• занятия рекреационной направленности - для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.
Такое деление носит условный характер, отражая лишь преимущественную направленность занятий. Фактически каждое занятие содержит элементы развития, коррекции, компенсации и профилактики. Таким образом, наиболее типичными для детей с ограниченными функциональными возможностями являются комплексные занятия.
К детям инвалидам относятся дети, которые значительно ограничены в жизнедеятельности, социально дезадаптированы вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности и т.д.
Проблема детской инвалидности приобрела общенациональный характер. Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения и последующих коррекций, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции детей-инвалидов в общество относится сегодня к числу первостепенных государственных задач. Основным направлением оздоровительной программы для детей с различными отклонениями в состоянии здоровья стала адаптивная физическая культура (АФК). Для ребенка-инвалида занятие АФК - это разнообразная деятельность, удовлетворяющая естественную потребность в движении, игре, общении, эмоциях, самоутверждении, признании, креативном самовыражении, получении знаний, умений и опыта использования физических упражнений в условиях повседневной жизни, быта и отдыха.
Государственная программа ХМАО - Югры «Доступная среда в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2020 годы» предполагает создание адаптированных условий для инвалидов, желающих заниматься спортом, совершенствования системы физического воспитания различных категорий и групп граждан с ограниченными возможностями направленных на:
- создание необходимых условий для занятий АФК детей инвалидов с 3-х летнего возраст;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, привитие устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой;
- обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и навыков;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе;
- повышение функциональных возможностей организма занимающихся;
- корректировка нарушения физического развития и психомоторики;
- развитие двигательных (кондиционные и координационные) способностей.
13 февраля в соответствии с планом физкультурно-оздоровительных мероприятий среди лиц с инвалидностью прошел городской турнир по игре в «Бочча».
04.03.2019 прошёл турнир по Бочче среди детей с нейроонтогенетическим расстройством.